Университетский лицей №1511 предуниверситария НИЯУ МИФИ

Сетевое издание M24.ru телеканала «Москва 24»
 
С января этого года два лицея - № 1511 и 1523 - стали предуниверситариями НИЯУ МИФИ. Обучение в них проводят преподаватели университета, учащиеся выполняют лабораторные работы, занимаются на кафедрах вуза, общаются со студентами и изучают основы выбранной профессии, рассказала в интервью M24.ru проректор по учебно-методической работе НИЯУ МИФИ Елена Весна.
- В чем особенности обучения школьников в предуниверситариях, чему там учат?
 
- В предуниверситариях школьники включены в те же виды деятельности, что и студенты, и сама система организации обучения максимально приближена к вузовской. Поэтому они и называются предуниверситариями. Школьникам фактически открываются все вузовские лаборатории, кафедры, им преподают профессора и сотрудники университета, ребята могут заниматься исследовательской деятельностью в лабораториях, общаться со студентами. Они вливаются в коллектив на правах младших работников для решения реальных, конкретных задач, участвуют в студенческой жизни. По задумке, школьник должен увидеть своими глазами, где он будет в дальнейшем учиться, понять, подходит ему это или нет.
 
Благодаря предуниверситарию ученик получает и дополнительный бонус – возможность более плотного общения с работодателем. Сейчас все вузы сотрудничают со своими ключевыми партнерами, предприятиями, организациями, в нашем случае - с Госкорпорацией "Росатом".
 
Старшеклассник может использовать этот ресурс для осмысления того, кем он хочет быть, что ему интересно, он сможет быстрее сориентироваться в пространстве образовательных программ, которые предлагает вуз, в сфере профессий. Тот, кто уже определился и выбрал университет, может на этапе 10-11 класса нему присмотреться, увидеть, как там идет работа, кто в нем преподает и как там учатся студенты. Если учащийся почувствует, что допустил ошибку, он может уйти. Кстати, предуниверситарий не предполагает, что выпускник должен поступить обязательно в тот вуз, при котором учился, - он может поступить и в другой институт. Более того, есть вероятность, что именно благодаря предуниверситарию школьник поймет, что это не его направление.
 
Еще одна особенность предуниверситария заключаются в том, что ребята интегрированы в социальную среду университета. Приведу пример: недавно у нас прошел День студентов - большой, масштабный праздник в канун Татьяниного дня. В нем активное участие принимали наши лицеисты, учащиеся предуниверситария, они уже стали частью нашего коллектива. В этом сообществе формируются замечательные связи – лицеистов, первокурсников, выпускников. Для наших учеников важно влиться в университетскую среду, получить не только образовательные, но и социально-культурные возможности.
 
- В чем отличия предуниверситариев от лицеев при вузах?
 
- В первую очередь, в организации образовательного процесса, приближенного к университетам. Все виды деятельности, которые предлагаются студентам, станут выполнять и школьники. Лицеи при вузах существуют в формате школьного образования, а здесь разрешены эксперименты. Также ученики смогут изучать дисциплины для студентов первого-второго курсов.

Лаборатория оптики (лицей 1511) SaveFrom.net


 
Еще из отличий - перезачеты отдельных дисциплин в рамках университетской программы при переходе в вуз, это возможно только в случае, если учебное заведение находится в составе университета. Преподаватель видит, как ученики отвечают, знает, кто на что способен. Получается непрерывная цепочка: студент предуинверситария - обучающийся по программе бакалавриата - магистратуры - аспирантуры.
 
- Как возникла идея создания предуниверситария в МИФИ?
 
- Мы создали его не в чистом поле, как это бывает в некоторых других вузах. Вообще МИФИ является родоначальником идеи предуниверситетского образования - подготовки, когда школа и вуз работают в тесной связи. Первый лицей у нас появился еще в 1982 году, а через 6 лет был создан второй, являющийся частью нашей структуры. Фактически это прототипы нынешнего предуниверситария.
 
Потом неоднократно менялось законодательство: то можно было открывать лицеи при вузах, то нельзя, то было разрешено "двойное учительство" (преподавать и в школе, и в высшем учебном заведении - ред.), то запретили. Наши лицеи вышли из структуры, но не отошли от университета. Они стали самостоятельными образовательными учреждениями, которые сотрудничали с МИФИ. А сейчас в рамках проекта "Предуниверситарий" произошло возвращение учебных заведений в лоно вузов.
 
Некоторые считали, что ничего не изменилось, кроме юридической формы, а мы почувствовали разницу: открылось множество возможностей, преподаватели вуза смогли принять участие в образовательных программах, трансформировалось и само обучение. Занятия велись эпизодически (отдельные практики, лабораторные работы), а теперь они стали основой образовательного процесса. Мы почувствовали, что это очень полезно и нужно учащимся.
 
Процесс начался и движется в нужном направлении, уже через год вы увидите, что обучение будет очень сильно отличаться от школьного.
 
- Как отразится на школах открытие предуниверситариев?
 
- Вообще, во всех ведущих странах мира образование предполагает наличие двух траекторий, двух возможностей для школьников. Кто-то может получать профильное образование, углубленное, а тот, кто пока еще не определился, кем он хочет быть, продолжает обучаться по общей академической программе, и эти траектории поддерживаются разными образовательными системами. Кстати, очень часто определиться не могут как раз одаренные ребята, которые просто запутались в своих интересах, потому что их очень много.
 
Я не вижу здесь никакой угрозы профильному образованию в школах. Тем более, не каждый вуз согласится в своей структуре содержать предуниверситарий. Все-таки преподавать ребятам, которые учатся в 10-11 классе, и преподавать студентам – это немножко разные вещи: нужно владеть другими методиками, быть очень увлеченным человеком в своей области. МИФИ повезло, что у нас такие сотрудники были изначально.
 
Многие институты не имеют таких преподавателей, которые работали со школьниками. Не все пойдут на это, не всем это интересно. Поэтому сказать, что предуниверситарий станет массовым явлением, нельзя. К тому же нельзя просто взять учить и не знать, получится или нет. Нужно выйти на довольно жесткие требования по сданным ЕГЭ – фактически все должны сдать экзамены только на высокие оценки. Есть предельный балл, есть требования к числу поступивших в университет по итогам обучения в предуниверситарии. Здесь довольно высокие показатели, которые нужно соблюдать, это тяжелая задача для вуза и большая ответственность. Можно попробовать, но не выполнить требования, и тогда ты выпадешь из проекта. Поэтому, я думаю, предуниверситарии не станут массовым проектом.
 
- Какой конкурс сейчас на место в предуниверситарии и как набирают учеников? Какие вступительные экзамены они сдают?
 
- У нас конкурс в предуниверситарий проходил по традиционной схеме, мы всегда проводили вступительные испытания в нашем лицее, поэтому большой разницы не заметили. Конкурс как был 2-3 человека на место в зависимости от лицея, так он и остался. Правда, мы прогнозируем, что в следующем году, когда проект должен "встать на рельсы" и люди осознают разницу в обучении, конкурс вырастет примерно в полтора-два раза. Более того, именно конкурсный отбор – одно из условий предуниверситария.
 
При поступлении ребята сдают физику, математику, наряду с этим они показывают свои достижения в области исследовательской проектной деятельности. Им нужно обязательно предъявить "портфолио", свои достижения в этой области. В этом и есть особенность предуниверситариев, отличие от лицеев.
 
- Какие достижения они могут показать?
 
- Победы в профильных олимпиадах, участие в конкурсах научно-технического творчества, личные достижения в этой области и так далее. У нас есть различные возможности для старшеклассников, на территории университета мы проводим конкурсы, практики, открываем летние исследовательские школы. Если они были участниками, как-то проявили себя, то это тоже плюс в копилку их портфолио.
 
- Кем финансируются предуниверситарии?
 
- В рамках пилотного проекта на эту программу университетам выделяется субсидия в том же объеме, что и школам на обучение одного учащегося. Это и послужило стимулом для привлечения вузов к данной программе. Раньше вузовский преподаватель, обучая школьников, получал зарплату меньше, чем школьный учитель. Разница в финансировании разрушала программу подготовки школьников в стенах университетов.
 
Коллектив в предуниверситарии на 50% состоит из школьных учителей, на 50 – из преподавателей вуза. Школьный учитель имеет очень существенное преимущество: он, как правило, лучше владеет методикой преподавания, у него есть подготовка в этой области. У хороших, выдающихся педагогов учатся преподаватели вузов: как нужно взаимодействовать с учениками, как строить образовательный процесс с ними.
 
- Обучение для детей будет платным или бесплатным?
 
- В нашем предуниверситарии - бесплатным. Никто не запрещает вводить и платное образование, но мы этого не планируем делать. Наша задача - отобрать талантливых ребят в технической области, а они не всегда из экономически успешных семей. Для нас самое главное, чтобы учащийся в дальнейшем мог справиться с программой обучения в вузе. Мы хотим отобрать ребят, одаренных в сфере физики, математики, естественных наук, чтобы они могли потом успешно обучаться в нашем университете, где очень высокие требования к уровню подготовки. Вот почему технические вузы проявили особый интерес к программе предуниверситариев.
 
- Я как раз хотела спросить, почему именно технические вузы решили участвовать в этом эксперименте – МИФИ, МИСИ, МИЭТ и другие?
 
- Наверное, с тем, что именно они в первую очередь почувствовали дефицит школьников, хорошо подготовленных к обучению в технических университетах. Причины того, что такой дефицит возник, самые разные. Например, современный уровень преподавания естественных наук требует хорошей лабораторной базы - не все школы могут это обеспечить. А университеты дают такую возможность, имеют все необходимые условия для обучения по этим предметам.
 
Есть и другие причины: в определенный период были растеряны кадры, которые умели хорошо вести занятия по физике и математике в школе. Слой этих учителей быстрее других вымылся из образовательных учреждений в связи с их гуманитаризацей, поэтому вузы, засучив рукава, взялись за то, чтобы восполнить этот пробел.
 
Технические университеты взаимодействуют со средними учебными заведениями, многие имеют свои заочные и подшефные школы, проводят различные курсы для ребят. И все-таки пока еще эта нужда не отпала.
 
- По каким критериям отбирали вузы, в которых откроются предуниверситарии? Какие требования предъявлялись к вашему университету?
 
- Самое главное требование – это наличие необходимых условий. Во-первых, нужна лицензия на обучение, во-вторых, соответствующая подготовка преподавателей, обкатанные программы, опыт подобной деятельности. У нас опыт был богатым. Наша образовательная программа, которую мы реализовывали совместно с лицеями, неоднократно признавалась эталонной, предлагалась к тиражированию. Остальные вузы тоже доказали, что у них есть все возможности для подобного обучения школьников.
 
Беседовала Галина Малина